Как сформировать у школьника желание учиться?

Как сформировать у школьника желание учиться?

 

 

          Вот отгремело первое сентября! Мы проводили своего ребенка в школу. Первые три недели чувства радости ребенка, начинает сопровождаться хандрой, потерей мотивации к учению, возникают проблемы с неуспеваемостью, сопровождается частыми прогулами.

И разговор о мотивации следует начать с чёткого определения этого понятия.

Мотивация это побуждение к действию.

Мотивация это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность.

          Наши потребности заменяют друг друга по значимости. И более высокие нужды меркнут, пока не удовлетворены остальные.

Этот факт говорит о том, что все наши желания, а вернее потребности стоят в  четкой иерархической последовательности. Понять какая потребность способна лишает нас сил, а без какой мы прекрасно обойдемся можно с помощью пирамиды Абрахама Маслоу.

Посмотрите внимательно на эти потребности. Спросите себя, удовлетворены ли все потребности у вашего ребенка?

Физиологические потребности человека (пища, вода, сон) Физиология - потребности тела, направленные на его жизнедеятельность (голод, вода, сон, отдых) Данных потребностей нельзя лишать ребенка. В школу ребенок должен идти сытым,  отдохнувшим, выспавшимся).

Потребность в безопасности – быть уверенным, что ничего не угрожает. ( стабильность, порядок, защита, свобода от страха, тревоги)

Безопасность - потребность быть уверенным, что жизни ничего не угрожает.

Потребность в любви  и принадлежности (семья, дружба, свой круг общения)

Социальность-потребность в контакте с окружающими  и своя роль в социуме.

Потребность в уважении ( я уважаю себя, и другие уважают меня)

Признание – это уважение и признание социумом, успешности человека, полезности его роли в жизни социума.

Потребность в самоактуализации  ( развитие способностей)

Самоактуализация – это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов. 

Причины снижения мотивации учиться:

1.      Неумение учиться. Несформированность навыков учебной деятельности. В младшем школьном возрасте ребенок просит помочь в решении сложной для него задачи. И это необходимо сделать. Нам сложно представить, но иногда нашему ребенку иногда стыдно признаться, что он отстает по какому-то предмету, не понимает его.

2.      Причина детско-родительских отношений. Ребенок привыкший к высокому эмоциональному накалу переживаний по поводу семьи, просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок.  В подростковом возрасте действует девиз « Назло родителям, не заставите» .

3.      Отсутствие организации режима дня. Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

4.      «Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.

5.      Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)

Замотивировать ребенка на учебу это означает не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться.?

1. Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы и тогда результат не заставит себя ждать. ) В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый. Для ребенка  важно «не пилить», не наказывать, не сулить наград. Нужен контроль – помощь, а не контроль-давление.

2.В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр. Иногда в среднем звене ребенок не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно вернуться к первому классу и пройти снова весь путь формирования учебных навыков, просто это окажется быстрее, чем в первом классе. Иногда ребенок не умеет работать с текстом – учите выделять главную мысль, пересказывать и т.п. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте к самоконтролю.

3. Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный.

4. Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.

5. Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в цирк, на каток, в боулинг и т.п.) вполне приемлемо, кроме того попутно родителями решается еще одна важная задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.

6. Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.

7.Очень важный период в жизни школьника переход в среднее звено. Появляются новые предметы, учителя и обязанности, сильно возрастает нагрузка. Научитесь слушать ребенка и вникать в его проблемы. В этом возрасте он особенно нуждается в вашей помощи. Выучить все, что задают в школе, практически невозможно. Именно поэтому пропадает интерес к учебе. Научите школьника правильно планировать время и распределять нагрузку, это поможет и в дальнейшей жизни.

Сколько бы вы не объясняли, что учится он для себя, в расчете на будущее, вряд ли это дойдет до сознания ребенка. Запомните, маленькие дети учатся для вас, ради вашей похвалы и признательности. Не надоедайте ему нотациями, а сделайте ставку на любознательность. Тогда и учеба станет для него радостным открытием, и круг интересов постепенно расширится.

Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то момента зависящая от Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке и в Вашем признании ее как самодостаточной.

Дата последнего обновления страницы 25.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения